Консультация
для родителей
«О детской дружбе»
Все взрослые согласятся с утверждением, что иметь настоящих верных друзей – это прекрасно, поскольку друг и в беде выручит, и окажет поддержку в трудную минуту, и просто скрасит скучные серые будни одним лишь своим присутствием. А как же быть с детской дружбой? Нужно ли учить ребенка дружить и как объяснить ему, зачем человеку друзья?
Необходимость детской дружбы.
Необходимость в крепких дружеских отношениях мы особенно осознаем в
сознательном возрасте, понимая, что дружба – это одна из самых крепких привязанностей,
которую в большинстве случаев мы проносим через всю жизнь.
Дружба обязательно откроет для ребенка новые возможности, поможет ему развить необходимые коммуникативные навыки и поспособствует его социальной адаптации. Особо важную роль дружеские отношения имеют для подростков, поскольку в жизни взрослеющего ребенка будут появляться ситуации, которые он не сможет или не захочет обсуждать с родителями, и тогда возможность общения с ровесником, который его понимает, поможет ему справиться с проблемами.
Как научить ребенка дружить?
Научить ребенка дружить и рассказать ему о ценности и необходимости дружбы –
важная задача родителей. Однако делать это необходимо постепенно, помня об
особенностях разного возраста.
В раннем возрасте дети ещё слишком малы для понимания того, что такое дружба.
Среди своего окружения малыши дошкольного возраста ищут не друзей, а скорее
приятелей по игре, поэтому их выбор оказывается не сознательным, а интуитивным.
Они охотно вливаются в общение с другими детьми, порой делая странный, с точки
зрения взрослых, выбор. К примеру, с соседским мальчиком ребенку играть
оказывается интересно, поскольку тот охотно делится своими игрушками, которых у
него очень много, а с другим сверстником в детском саду малышу дружить не
хочется, потому что у того есть всего две машинки, и он не любит играть на
улице. Все это нормальные проявления, свойственные раннему возрасту.
Проводить с ребенком 2-5 лет серьёзные беседы о том, что такое дружба и почему
она так важна, не стоит, поскольку в силу своего возраста он ещё многого не
поймет. Лучше всего постепенно и ненавязчиво приучать малыша к одной простой
мысли, что дружба – это хорошо. Для этого можно почаще читать с ним книги и
смотреть мультфильмы, которые рассказывают о дружбе, и герои которых справляются
с трудностями, благодаря дружескому участию и поддержке.
Если же малыш отказывается играть со сверстником, имеющим какие-либо внешние
недостатки, к примеру, носит очки или имеет лишний вес, мотивируя это тем, что
«он просто некрасивый», стоит ненавязчиво объяснить малышу, что внутренний мир
намного важнее внешности. Чтобы ребенок понял, о чем вы ему говорите, напомните
ему какую-либо сказку, например, о гадком утенке, который превратился в
прекрасного лебедя или сами придумайте поучительную историю. Расскажите ему,
что обращать внимание стоит в первую очередь на характер человека, а не на то,
в какой одежде он ходит и как выглядит.
В раннем школьном возрасте дети уже начинают выбирать друзей по интересам,
увлечениям и личным качествам, т.е. подходят к выбору друга сознательно. Именно
в это время уже можно проводить серьезные беседы о дружбе. Расскажите ребенку о
своих друзьях, о том, как вы познакомились и через что прошли вместе. Чтобы
подготовить ребенка к возможным сложностям, которые бывают в дружеских
отношениях, стоит рассказать ему о том, как и почему у людей иногда расходятся
интересы или меняются взгляды. Объясните, что такое преданность в дружбе,
почему дружба должна быть бескорыстной и почему друга нельзя бросать в беде.
Главное – приводите примеры, подходящие его возрасту. Первоклассник не поймет
историю о том, как вы поссорились с лучшим другом из-за понравившейся девочки,
зато такая история придется как нельзя кстати, если ваш ребенок учится в пятом
или шестом классе, когда наступает время проявления первых симпатий по
отношению к противоположному полу.
Очень важна поддержка родителей для подростков, поскольку именно в этом
возрасте дети зачастую сталкиваются с первыми серьёзными расхождениями во
взглядах с теми, кого считали своими друзьями. Главное – внимание и участие в
решении проблем, с которыми столкнулся ваш ребенок. Не стоит говорить ему
«найдешь нового друга», поскольку в таком возрасте поиск новых контактов
представляет собой уже не такую простую задачу, как раньше. Лучше всего
откровенно поговорить с ним и вместе проанализировать сложившуюся ситуацию,
подсказать ребенку возможное решение проблемы и помочь понять поведение его
друга. Обратите внимание подростка на ошибки его поведения, если такие были и
подскажите, как ему вести себя в дальнейшем, чтобы такая ситуация больше не
повторилась.
Если же ваш взрослеющий ребенок не спешит откровенничать и делиться своими
проблемами в общении с друзьями, помогайте ему ненавязчиво – посоветуйте фильмы
и литературу, в которых хорошо показаны трудности подросткового возраста и их
решение.
Главное, чего не стоит делать вне зависимости от возраста ребенка – это
критиковать его друзей и помогать ему с их выбором. Это естественное желание
родителей, чтобы их ребенок дружил только с правильными и хорошими детьми, но
стоит помнить о том, что детская логика очень отличается от логики взрослого
человека, и ваши собственные ожидания могут совсем не совпадать с желаниями
вашего чада. Дайте ребенку свободу в выборе друзей и приятелей, ведь как известно,
ненужные связи всё равно со временем пропадут сами собой. А тот ребенок,
которого выбрал ваш в качестве друга, может быть на самом деле окажется верным
и преданным, и эта детская дружба сохранится на всю жизнь.
Калинчева Мария Николаевна МДОУ №30 г. Кемерово
Комментариев нет:
Отправить комментарий