четверг, 21 января 2021 г.

 «Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.»

А. С. Пушкин

Консультация «Этикет с малых лет» 


Дети - наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. И наша задача-воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т. е., привить ему определенные этикетные нормы. Существует много мнений о том, с какого возраста необходимо обучать ребенка правилам этикета. «Душа ребенка чиста, как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама…» и поэтому о правилах приличия мы уже начинаем говорить в самом «НЕЖНОМ» возрасте. А сейчас немного истории… Этикет-это нормы и правила поведения в обществе, существующие примерно с XIV века, зародившиеся в Италии. Само слово «ЭТИКЕТ» впервые упомянули в XVII веке при дворе короля Франции Людовика XIV. Гостям были розданы карточки-этикетки с изложением того, как они должны держаться. Этикет регламентирует Нам манеру поведения за столом, способ общения в различных ситуациях, внешний вид и манеры.

Детский этикет-это, в свою очередь правила поведения ребенка за столом, в общественных местах, в гостях и в быту. Знание моральных норм поведения ребенком позволяет ему осознавать свое место в обществе, его права и обязанности. Этикет в жизни ребенка играет важную роль, выполняя ряд функций, прежде всего коммуникативную, этическую и эстетическую. Благодаря этикету дети узнают, как правильно вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить отношения со взрослыми и сверстниками. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, что оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка, способствует формированию эстетики чувств. Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т. е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т. е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т. е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение. Очень важно и обучение ребенка правилам поведения за столом. Умения вести себя за столом-одна из характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. Овладение ими следует начать как можно раньше. С раннего возраста желательно придерживаться следующих основных правил столового этикета: 1. На столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;

2. За столом сидим с чистыми лицом и руками. 3. Застолье проходит без резких выкриков и замечаний. 4. Правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками. 5. Обязательно благодарим за еду. Ребенку постепенно внушают разумность этих правил, а с пяти-шести лет преступают к их осознанному обучению, постепенно, в игровой форме с помощью различных методов доводят их до сознания дошкольников. И если к двум годам для детей «высшим пилотажем» считается научиться правильно держать ложку, то с возрастом еда становится более «Утонченной». Малыш начинает пользоваться вилкой, есть с бокового края ложки, есть-пить с закрытым ртом и беззвучно, пользоваться салфеткой по правилам, дети учатся сами сервировать стол. И к пяти-шести годам основные правила культуры еды должны быть усвоены. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания. Ведь необходимо, например, научить детей рационально и со вкусом организовывать внешнюю среду и своё жилище, т. к. неразвитость этих качеств при быстром росте материального благополучия приводит к грустным последствиям. Стремление человека к комфорту естественно и закономерно. Важно только, чтобы в основу этого стремления легло понимание главных черт эстетического стиля, которые сформулированы ещё А. В. Луначарским: "Мы хотим сделать обстановку простую, удобную, радостную по форме, целесообразную и здоровую". Ведь ныне окружающая среда рассматривается и как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребёнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно - нравственно - красиво. Стержнем, основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости. Доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До XVI века слово "вежа" означало "знаток", тот, кто знает приличия - условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям. В приличиях закреплены принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понятьчувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки. Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное. Родители должны обращать внимание на то, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, с взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у него запас слов; может ли выразить мысль ясно для окружающих; как при этом ведёт себя, непринуждённо или скованно? Какова манера говорить - торопливо или медленно, с хорошей дикцией или невнятно, громко или тихо? Каков тон, выразительность речи? Не слишком ли много жестикуляции и т. д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Группа "Гномики" Дорогие родители! Этот блог создан для вас, заботливых и внимательных.

«Скворечник для скворца»