«Что такое осень?»
Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро
меняет. Сначала появляются яркие краски. Потом листва с деревьев опадает, и они
становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, одежда становиться
объемной и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание
детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.
Одно из интереснейших занятий в это время года – сборка гербария, изготовление поделок из природного материала.
Каждый сезон для малышей наступает как будто впервые. Поэтому
важно дать детям знания и возможность усвоить понятие времени года.
Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей
интересной и познавательной? Чем можно занять ребенка на прогулке осенью?
Наблюдение во дворе.
Пусть во дворе растет одно – единственное дерево – и оно может
стать замечательным пособием. Подходите к нему как можно чаще – рассматривайте
и трогайте листочки. Обязательно обратите внимание на пробегающую собачку,
кошечку, пролетающих птиц. Поговорите о частях тела, способах передвижения, их
размере и о том, как они кричат. В песочнице – потрогайте прохладный, сухой и
мокрый песок. Обратите внимание и на одежду детей, играющих рядом. И покажите
ребенку фокус. Дайте в руку тонкую корочку льда, и кроха почувствует и увидит,
как льдинка растает.
Прогулка в парк.
Отправляйтесь на прогулку в парк или лесок почаще – и в
пасмурные дни, и в погожие деньки листопада. Во время прогулки прислушивайтесь
к звукам вокруг: к шуршанию листвы, пению птиц. Вспомните об осенних признаках,
возможно вам повезет и вы сможете показать их ребенку.
Где, как не в лесу, можно увидеть много интересного и, все
потрогать, пощупать, понюхать. Дайте малышу полную свободу.
Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Оденьтесь
попроще. И позвольте ребенку веселиться в свое удовольствие: ползать по земле,
забираться на деревья, собирать листья и зарываться в них с головой.
В разных частях парка можно наблюдать разнообразие пейзажей и
растений. Сегодня вы полюбуйтесь кленом и соберите под ним букет из листьев.
Завтра добавите в композицию веточку рябины. Дуб будет прекрасным дополнением,
да еще если под ним вы найдете гладкий желудь с симпатичной шляпкой.
Беседы.
Обращайте внимание на все, что происходит вокруг вас. Возьмите в
руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите рукой ребенка по коре
дерева, обнимите и прижмитесь к нему.
Проговаривайте все, что рассматриваете, отмечайте словами
признаки и свойства. «Вот листик клена. Широкий резной, похож на твою ладошку.
Этот – желтый. А вот – красный. Фотографируйте своего малыша на роскошном фоне,
не забывайте снимать все вокруг. Такие фотографии помогут оживить в памяти
прогулку, закрепить впечатления и еще раз полюбоваться красотой родного края.
Заготовка природного материала.
Заготовленный природный материал можно использовать в творческих
работах. Чем разнообразнее материал, тем легче и интересней с ним работать.
Листья можно использовать в аппликации. Шишки применить в работе с пластилином,
делая разных зверушек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют
причудливую форму. Можно рассмотреть их и спросить ребенка: «На что походе? Что
напоминает?» Это помогает развить память, мышление и воображение. Сравнивая,
дети вспоминают сказочных героев, фантазируют, придумывают, что из чего модно
сделать, какую композицию (с участием человечков, зверей, птиц и т. п.)
Художественная литература.
И читайте как можно больше и чаще. Прививайте любовь к
литературе, а через нее любовь к родному краю.
Дети с удовольствием слушают сказки В. Бианки о животных с
заниматель-ными сюжетами. Это такие, как «Кто чем поет», «Лесные домишки»,
«Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты»,«Чьи это ноги?», «Лис и мышонок».
Так, из сказки В. Ф. Адаевского «Мороз Иванович» дети узнают о
снежной корке, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова
начинает расти как ни в чем не бывало.
Много интересного и поучительного содержат народные сказки
«Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка».
Стихи о природе – это первый шаг на пути познания окружающего
мира.
М. Познанская «Ромашка», Е. Серова «Одуванчик», Ю. Капотов
«Листопад», И. Демьянов«Осень», И. Токмакова «Осенние листья».
Старайтесь начинать каждое утро с улыбки и хорошего настроения,
тогда и Вам, и Вашим детям осенняя депрессия не страшна!
Комментариев нет:
Отправить комментарий